Экранизация романа Питера Экройда "Дан Лено и голем Лаймхауза" рассказывает историю Джона Килдейра (Билл Найи) - опального детектива, который идет по следам жестокого убийцы в бедном Лондонском районе Лаймхауз конца 19 века. Среди кандидатов на роль душегуба - актер варьете Дан Лено (Дуглас Бут), автор "Капитала" Карл Маркс собственной бородатой персоной (Генри Гудман), романист Джордж Гиссинг (Морган Уоткинс) и писатель-неудачник Джон Кри (Сэм Рид), на которого и падает главное подозрение.
Этот фильм дарит редкую возможность посмотреть, как Карл Маркс с кровью на бороде и со смехотворным еврейским акцентом отрезает проститутке голову.
Несколько дней назад графомана нашли мертвым в собственной постели. В убийстве писателя обвиняют его жену Лиззи (блестящая Оливия Кук), и теперь Килдейру нужно успеть раскрыть дело, до того, как невинную женщину отправят на эшафот.
Это вторая полнометражная работа режиссера Хуана Карлоса Медина и его первый англоязычный проект. Внешне "Голем" - это обычный бульварный детектив в готических декорациях, где из-за угла экрана выглядывает цилиндр Джека-Потрошителя. Но копни глубже - и найдешь феминистический фильм о комплексе спасителя у мужчин. К сожалению, любые попытки анализа главной идеи лежать в плоскости спойлеров, поэтому придется говорить о других аспектах ленты.
Найи не был первым кандидатом сыграть Килдейра. Сначала главная роль должна была отойти Алан Рикману, которого проект чрезвычайно заинтересовал еще пару лет назад. К сожалению, из-за болезни он отказался. Вернуться на экраны ему не удалось. Рикман ушел от нас в прошлом году, а фильм вышел с посвящением покойному актеру. Актер, который в последнее время светится преимущественно в комедийных ролях, дает замечательный перфоманс как детектив Джон Килдейр. Впрочем, на протяжении всех двух часов все же не покидает мысль о том, каким бы в этой довольно нетипичной для актера роли был бы Рикман, вынужден всю карьеру играть злодеев.
Впрочем, главная звезда здесь - Оливия Кук в роли Элизабет Кри, сильной, что называется, self-maid женщины, замужней за пренебрежительным неудачником. Ее с детективом Килдейром - двух, на первый взгляд, совершенно разных людей - объединяет особая связь. Они изгнанники в обществе по разным причинам, и поэтому создают на экране очень выверенную композицию.
"Голем" - очень атмосферная картина. Оператор Саймон Деннис переносит зрителя в копоть серых ночных трущоб, которая меняется теплыми мягкими интерьерами театра варьете, воспроизводя викторианский Лондон с грязью на улицах, пьяными моряками, туманом над Темзой и фигурами в темных плащах под керосиновыми фонарями. Плюс, очень натуралистические сцены убийств, для которых искусственной крови не пожалели.
В этой истории вымысел переплетается с реальными историческими фактами, так и сеттинг нужен был быть как можно более аутентичный. Главные подозреваемые по делу, кроме Джона Кри - тоже реальные персонажи. Известный британский комедиант 19 века Дан Лено (Джордж Уайлд Гелвин), немецкий философ Карл Маркс, который в Лондоне написал свои первые эссе, писатель-натуралист Джордж Роберт Гиссинг, поборник идеи женской эмансипации, которого почему-то в фильме сделали еще тем сексистом. Все они ходили мрачными улицами Лондона викторианской эпохи, в то время, когда в соседнем Вайтчепеле орудовал Джек-Потрошитель, который бесспорно, является главным источником вдохновения для таинственной фигуры самого Голема.
Главный твист - не такой уж и твист. Внимательный зритель поймет, что к чему еще до начала второго акта, но не в этом дело. Это не столько детектив, сколько то, что называется "character study".
Сам голем в фильме - чисто символическая фигура. Это не монстр из "Сторожевой Заставы", и не глиняной мститель с еврейской мифологии. Лишь в конце ленты, когда раскрыта личность убийцы, становится очевидным ирония и истинное значение названия. Голем - существо, созданное защищать тех, кто не способен защитить себя сам.
"Голем" - это сильный нишевый фильм. Он не соберет много в прокате, но, возможно, через несколько лет получит что-то вроде культового статуса. usi interior